Знакома я с одним старшеклассником. Слушая его парадоксальные и необыкновенные рассуждения о природе времени, о вечности, о бытие и смерти, не верилось, что он обычный троечник. Образованный не по возрасту (читал уже и Шпенглера, и Бертрана Рассела), он не был занудой -- у него была компания таких же умных, продвинутых и очень самолюбивых подростков. Никто из них не был отличником, но никто не был и двоечником.

-- Почему у тебя оценки такие? -- спрашивала я.

-- Они требуют, чтобы я говорил клишированные фразы, чтобы повторял из учебника. Им нужно, чтобы я перед сочинением писал план. А я не хочу и не могу. Я так думаю, и мне неинтересно ради оценок менять свой стереотип поведения.

Я вам слово в слово передаю его ответ, представьте эти речи из уст подростка!

Странные дети!

И не я одна замечаю: какое-то иное растет поколение.

-- В последнее время мне кажется, что мой ребенок учит меня отношению к смерти, а не я его, -- Марина, моя подруга, рассказывает о своем малыше. -- Он обладает в этих вопросах несокрушимой уверенностью, которой я не смогла добиться за свою жизнь. Его тезис прост и ясен -- он уверен, что все ушедшие вернутся обратно. Он утешает деда -- ничего, что ты старый, потом ты будешь опять новый. Глядя на могилу собаки скорее утешает меня, удивленно глядя на мои слезы, -- она же вернется, она будет новая. Он очень плохо разговаривает, мой сын. Но иногда мне кажется, что он видит меня и мои чувства насквозь. А еще мне кажется, что он знает больше нас и чувствует какое-то свое предназначение. Иногда он высказывает вещи, мне неясные, и неизвестно, откуда он мог их узнать. А в садике его с трудом терпят: он может в ответ на крик посмотреть с удивлением и спросить: "А чего вы, собственно, раскричались, Полина Георгиевна?". Понятно, что Полина Георгиевна теряется и кричит еще больше. А это ему непонятно.

И учителя отмечают появление странных детей. Умных, уверенных в себе, не признающих канонов и правил. Детей, не вписывающихся в рамки, неуправляемых.

Дети как с цепи сорвались. Перестали считаться с мнением взрослых, утратили всякие авторитеты и нормы, запросто могут без спроса встать посреди урока, выйти из класса. Могут сказать в лицо учительнице, что она их неправильно учит.

И их много, таких самолюбивых, уверенных в себе ребятишек.



читать дальше